Почему я стала учителем?
Втр, 13/07/2010 - 19:12 | vvs
КВАШНИНА ВЕРА ВАСИЛЬЕВНА
Все мы родом из детства, и именно туда я мысленно возвращаюсь, каждый раз размышляя о том, почему я стала учителем. Те детские, теперь уже далёкие годы, наверное, и определили выбор мною моей будущей профессии. Вспоминаются любимые учителя, жестам, мимике и манере, говорить которых я подражала, играя «в школу». Начиналась эта игра с того, что я рассаживала в три ряда фантики от конфет, открывала тетрадку-журнал и, урок начинался. Я становилась то строгой и знающей Евгенией Петровной, то добрым и ироничным Иваном Порфирьевичем, то всё понимающей Анастасией Сергеевной. Мои воображаемые ученики слушали меня внимательно, а я объясняла им учебный материал, который проходили в школе, задавала вопросы и сама же на них отвечала. Так, играя, я блестяще выполняла домашние задания, неосознанно оттачивая на «своих учениках» методические приёмы будущей учительской профессии.
Босоногое детство, весёлое, бесшабашное. Родители, мне ещё двенадцатилетней девчушке, доверяют своих 7-8-летних чад с нехитрыми съестными припасами в узелках. Пока мамы и папы на работе я вожусь с их детьми, организовывая подвижные игры, мини-походы в ближайший лес. На окраине леса, вырезав лопатой, дёрн по периметру, мы каждое утро начинаем наш дворовый летний лагерь с линейки, с поднятия флага, дворового гимна, придуманного нами, с обсуждения предстоящего досуга. Чтение замечательных детских книг было неотъемлемой частью нашего дружеского общения.
Однажды, прочитав повесть А. П. Гайдара «Тимур и его команда», мы загорелись желанием создать свой дворовый «тимуровский» отряд, со всеми атрибутами, описанными в повести Гайдара. Был у нас и свой штаб-чердак, и банки-склянки, по первому призыву которых мы мгновенно оказывались в условленном месте. И так же как в произведении А. П. Гайдара мы разрабатывали планы предстоящих действий, определяя кому из престарелых жителей нашего небольшого посёлка, состоящего из четырёх двухэтажных домов, нужна помощь тимуровского отряда. Мы не гнушались никакой работы тайно и явно, помогая людям: мыли полы, носили воду, поливали цветники, выносили мусор, собирали металлолом и макулатуру, и делали это с удовольствием, с азартом, потому что это была игра.
Эти лидерские навыки, приобретённые в детстве, помогали и сейчас помогают мне в работе с детьми.
После окончания десятого класса я продолжаю обучение в одиннадцатом педагогическом классе, классе старших пионервожатых. Но вожатские навыки мне пришлось применять в должности воспитателя в областной школе-интернате. Вот где был настоящий простор для развития творческих задатков, оригинальности, фантазии, интереса и внимания к окружающим. Я благодарна судьбе, что свела меня с замечательным человеком, Педагогом с большой буквы Юрием Степановичем Бродским. Вместе с коллективом единомышленников Юрий Степанович превратил заурядную школу-интернат с трудными подростками в «Республику Корчагинцев», где не было давления взрослых на детей, где подростки, умело управляемые наставниками-учителями и воспитателями, руководили жизнью Республики. Это тоже была игра, похожая на игру из моего детства, но особенность её была в том, что она сопровождалась, как я потом поняла, педагогическими приёмами и методами. Корчагинский гимн, корчагинские чтения, костры, заседания Комиссариата Республики, состоящего из учащихся седьмых, восьмых, девятых и десятых классов, под руководством главного Комиссара Республики Ю.С. Бродского, увлекательные конкурсы, соревнования между классами, педагогические советы – всё это стало для меня настоящей школой творчества, педагогических находок, школой любви к профессии, к детям.
Шли годы. Я завершила обучение в Свердловском педагогическом институте и продолжила свою деятельность уже в качестве учителя начальных классов в средней школе №23. Возглавлял тогда школу талантливый педагог-литератор. В. А. Файнштейн - строгий и умный руководитель. Попасть в эту школу было непросто, ведь Виктор Анатольевич подбирал кадры с особой ответственностью, и начала я свою учительскую деятельность в этой школе по просьбе Ю.С. Бродского, который возглавлял тогда городской отдел управления образования. Мне вручили второй класс и я, не обладая ещё учительским опытом, методами обучения ринулась в бой. Ребята были шумные, неорганизованные. Помню курьёзный случай, который произошёл в моей практике сразу же после поступления на работу. Покормив детей, и подождав пока последний ребёнок завершит свою трапезу, иду в класс и о, чудо! Дети пристойно сидят за партами, в классе мёртвая тишина, чего никогда не бывало перед уроком, приходилось детей минуты две успокаивать и вдруг такая умилительная картина. Только хочу выразить ребятам слова благодарности за такое преображение, как взгляд мой падает на последнюю парту, а там…
директор школы Виктор Анатольевич сидит. От неожиданности, оторопелости я как села за учительский стол, так и провела весь урок русского языка, не вставая. Урок прошёл как в тумане, я не могла дождаться его окончания, не знала, что делать с оставшимся на уроке временем. Такой небывалой наглости от молодого педагога вряд ли ожидал посещающий уроки директор. Правда, надо отдать должное Виктору Анатольевичу, его мудрости, выдержке. Он даже не вызвал меня, чтобы указать на методические просчёты на уроке и никогда и нигде не упоминал об этом курьёзе. Хочется выразить и большую человеческую благодарность завучу Гилёвой Екатерине Александровне, которая помогла мне стать настоящим учителем. Она учила меня таким тонкостям, я бы даже сказала мелочам в этой профессии, без которых невозможно стать хорошим педагогом. Многому научилась я и у своего наставника «Учителя-методиста», «Старшего учителя», «Отличника народного просвещения СССР» Елены Абрамовны Федорович. Помню, как по-хорошему я завидовала ей в том, что у неё так всё прекрасно получается. Мне так хотелось походить на неё во всём: умением грамотно вести урок, родительские собрания, также одеваться, говорить, быть уверенной в себе. Много лет спустя на приёме у мэра города А.М. Чернецкого по случаю 65-летия учреждения почётного звания «Заслуженный учитель РФ» и выхода в свет издания, рассказывающего о Заслуженных учителях РФ в системе образования Екатеринбурга, Елена Абрамовна оставила в моём экземпляре автограф: «Верочке от той, которая первой увидела то доброе и большое, что должно было вырасти из тебя».
Как здорово, когда на этапе становления жизненного пути тебе встречаются настоящие корифеи педагогического труда. Мне было чему и у кого учиться.
А потом была четырёхлетняя командировка в Германии. Город Фюрстенберг, средняя школа № 23 Группы Советских войск в Германии. Что это было за время! Я уже не учитель-новичок, накопленный ранее багаж учительского опыта, позволяет мне легко войти в новые, необычные для меня условия бытия и работы. Мы работаем вдали от Родины, скучаем по своим родным местам, но полны оптимизма, способности действовать, помогать друг другу, готовы к сопереживанию и сочувствию. Работа в международном лагере в Ростоке, посещение уроков немецких учителей, знакомство с образовательной системой в ГДР – всё это до сих пор со мной. Как это было давно.
Уже 25 лет я учу детей в гимназии № 39, работая учителем начальных классов. Используя тот данный мне великими учителями-коллегами, учителями-новаторами педагогический и энергетический заряд, я научилась критично относиться к себе, быть терпимой в ситуациях неопределённости, научилась оценивать ситуацию, быстро и правильно ориентироваться в ней, смелость брать на себя ответственность за воспитание, обучение и развитие личности ребёнка в контексте «Я единственный и неповторимый».
Детские годы – самый чистый и светлый этап взрослой жизни. Мне повезло, что я живу вместе с детьми на этом важнейшем периоде их жизни. Ярчайшие и неповторимые годы.
Я горжусь, что мои дети смотрят на мир большими глазами, умеют сопереживать, удивлять, быть добрыми и любить друг друга.
Замкнутый круг общения на гуманном языке доброты и любви – вот смысл моей педагогической деятельности.
Многое сейчас зависит от веры педагогов в собственные силы, ученики верят нам.
В этом сила учителя и его огромная ответственность перед будущим.
Поделиться (ShareThis) | Категория: Учителя в истории школы...
Другие материалы по данной категории:
Вход в систему
Сейчас на сайте
Сейчас на сайте 0 пользователей и 35 гостей.