Le français - mon amour!
Ср, 28/07/2010 - 13:16 | vvs
ШУБИНА ЗОЯ БРОНИСЛАВОВНА
Как получилось, что я стала учителем французского языка?
В 1972 году, когда я оканчивала среднюю школу в посёлке Двуреченске Сысертского района, мой выбор дальнейшего пути определила строчка из стихотворения одной моей сверстницы: «а мне нужна работа, так чтобы для полёта, так чтобы для дерзанья была моя рука». Именно учительская работа казалась мне такой, благодаря моей маме, Плашкиной Нине Николаевне, одному из корифеев Двуреченской школы, образцу ответственности и трудолюбия. От неё я получила представление и о трудностях, и о радостях учительского труда. И, кроме того, хотя мне нравились многие предметы в школе, овладеть иностранным языком, как родным, казалось самым притягательным.
Итак, в 1972 году я поступила в Свердловский государственный педагогический институт на факультет иностранных языков. Закончив его в 1977 году, я начала работать по месту распределения мужа в средней школе села Сосновское Каменского района. Начало было нелёгким, так как зачастую не хватало жизненного и практического педагогического опыта, а послеинститутского снобизма было в избытке. Но стремление качественно и интересно проводить уроки и организовывать внеурочное общение с детьми не давало мне спокойно жить с самого начала профессиональной деятельности.
С 1981 по 1997 год я работала в школах Сысертского района в селе Абрамово и в посёлке Двуреченск, а затем в гимназии №177 в Екатеринбурге. Чем мне запомнились эти годы? Как я, кроме уроков немецкого языка, давала уроки рисования, кулинарии, шитья и даже бальных танцев в Абрамовской школе, какие очаровательные мягкие игрушки шили мои ученики для учителей на 8-е марта, с каким воодушевлением они танцевали в сельском клубе! В Двуреченской школе, как член профсоюзного комитета, проводила праздничные вечера для учителей, которые помнят до сих пор, так же как серию игр КВН с участием старшеклассников, учителей и заводской молодёжи в местном Доме культуры, организатором и ведущей которых я была. В гимназии №177 я впервые встретила столько одарённых интеллектуально и творчески детей и поняла, как трудно, ответственно и интересно с ними работать.
С 1997 года я преподаю французский язык в гимназии №39, где этот предмет традиционно считается профилирующим. Именно здесь мне удалось максимально приблизиться к своей юношеской мечте: свободно говорить с носителями французского языка и, конечно, привить моим ученикам желание и умение использовать иностранный язык как средство коммуникации.
Вот некоторые данные, которые дают мне основание так считать.
Учащиеся моих групп активно участвуют в олимпиадах и конкурсах различных уровней: Олимпиады по французскому языку в рамках Фестиваля «Юные интеллектуалы Екатеринбурга», Олимпиады Уральского федерального округа, международный конкурс по линии Альянс Франсэз «Золотое перо», международный экзамен по Французскому языку DELF. Есть среди них те, кто подготовили и успешно защитили исследовательские рефераты и проекты в рамках итоговой аттестации, и для участия в Конкурсе открытой защиты исследовательских проектов Фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала» на внутришкольном, районном и городском уровнях. 18 ребят подготовили и презентовали творческие работы об Урале на французском языке партнёрам по международному проекту «Изучение промышленного и культурно-исторического наследия регионов с традиционно развитой металлургией».
Для повышения мотивации учащихся к изучению французского языка, для развития их коммуникативной компетенции, интеллектуальных и творческих способностей я всегда старалась привлекать их к разнообразной творческой деятельности, как например, декады французского языка, районный Фестиваль французской культуры, городской Фестиваль французской песни. И каждый раз мои учащиеся становились призёрами, получали дипломы и грамоты.
С 2000 года я являюсь руководителем франкофонного театра гимназии №39.
Чем может быть полезен франкофонный театр для обучения французскому языку? - Возможностью создания ситуации общения, приближенной к естественной, развитием у учащихся умения использовать экстралингвистические средства общения (интонацию, мимику, жесты), мотивационным эффектом, ресурсом самообразования педагога. С 2000 по 2010 год было поставлено более 20 инсценировок, среди которых традиционные сказки, средневековое фаблио, комедии для детей, не только инсценирование произведений французских авторов, но и русских, переведённых на французский язык и даже есть спектакль по сценарию, созданному самими ребятами под руководством взрослых консультантов. Основные достижения театра:
- активное участие во всех фестивалях школьных франкофонных театров, проводимых Альянс Франсэз в Екатеринбурге, дважды театр «Дебют» был победителем этих фестивалей на региональном уровне;
- в 2005 году наш спектакль получил Гран-при фестиваля федерального уровня и получил право участвовать в фестивале лицейских театров в городе Ла Рош сюр Йон (Франция), где спектакль был высоко оценён как за прекрасную игру ребят, так и за качество владения французским языком;
- в 2008 и в 2009 годах театру был присуждён Гран-при фестиваля школьных спектаклей на иностранных языках в Екатеринбурге;
- в 2010 году театр «Дебют» успешно выступил в Москве на фестивале детских франкофонных театров, получив 4 номинации. Одна участница труппы нашего театра была награждена бесплатной путёвкой в детский лингвистический лагерь во Франции.
- три раза театр с успехом выступил во Франции в рамках международного проекта гимназии №39.
Осмысление и анализ моего 30-летнего педагогического опыта дали мне смелость для неоднократного участия в районных и городских педагогических чтениях, для создания двух программ элективных курсов, программ «Школьный франкофонный театр» и «Французский язык для дошкольников», для участия в профессиональных конкурсах. В 2001 году я приняла участие и победила в первом конкурсе учителей французского языка, организованном ИРРО и Альянс Франсез Екатеринбург и получила Гран-при – стажировку в Сорбонне.
Как руководителя методического объединения учителей французского языка Чкаловского района с 2002 г. по 2008 г. и руководителя кафедры французского языка гимназии с 2010 года, меня волнует престиж данного предмета и не только в рамках гимназии №39. Именно поэтому я стала организатором районного фестиваля французской культуры «FRANCOFETE». Для осуществления этой же цели я стала инициатором и координатором международного проекта «Россия и Франция глазами дошкольника».
За достигнутые результаты в работе я была награждена грамотами Районного Отдела образования, Администрации Чкаловского района города Екатеринбурга, Управления образования Администрации города Екатеринбурга, Министерства образования Свердловской области, Министерства образования Российской Федерации. В 2007 году я получила Грант Президента за победу в конкурсе «Лучшие учителя России» в рамках Приоритетного национального проекта в области образования».
Но не только официальное признание даёт мне удовлетворение в работе, а и признание и добрые слова моих коллег и учеников, которые так пишут обо мне:
- «Увлечённый, талантливый, умный, неравнодушный педагог…»
-«Моя учительница – это тот человек, который щедро дарит людям Синюю птицу».
-«Вы – любимый учитель всей нашей группы».
-«Наверное, в этом и состоит задача учителя, чтобы не только дать знания, но и привить любовь к ним. Вы прекрасно справились и с тем, и с другим».
Читая эти строки, получаешь новый заряд энергии и творческого оптимизма.
Чем я ещё горжусь? – Тем, что воспитала троих хороших детей и имею уже пять внуков. Умением вкусно готовить и выращивать огромные, сладкие и мясистые помидоры во время летних каникул. Но кончится лето, наступит первое сентября, и новый учебный год принесёт новые дела, новые достижения и новые радости.
Поделиться (ShareThis) | Категория: Учителя в истории школы...
Другие материалы по данной категории:
Вход в систему
Сейчас на сайте
Сейчас на сайте 0 пользователей и 17 гостей.